Отрасль просит господдержку

Назвать казахстанскую легкую промышленность прибыльной пока сложно. Развитию бизнеса, прежде всего, мешает высокая импортозависимость. Сегодня легпром можно отнести к так называемым «чувствительным» отраслям, где доля импорта превышает пороговые 50%. По некоторым данным казахстанская легкая промышленность сегодня производит лишь 14% продаваемой продукции, остальные 86% импортируются. Тем не менее, отечественные производители не перестают пытаться.

 

Вне пятилетки

Неоднозначные результаты показала первая пятилетка госпрограммы по форсированному индустриально-инновационному развитию (ГПФИИР): в стране возрос объем производства, открылись порядка десяти новых объектов, в то время, как эта же отрасль потеряла статус приоритетной и не попала в программу второй пятилетки ГПФИИР. Видимо, авторов не впечатлили первые результаты, и они решили оставить отрасль «ориентированную преимущественно на экспорт» на потом.

В защиту можно отметить, что отечественный легпром имеет вполне приемлемые конкурентные преимущества. В первую очередь, к ним можно отнести наличие сырья: хлопка, шерсти и шкур. С таким потенциалом государство вполне может восстановит уровень производства, который был еще при Союзе, и создать новые проекты с высокой добавленной стоимостью. Нужно отметить, что в советский период, отрасли принадлежало до четверти от госбюджета, доля в обработке составляла 21%.

Однако у производителей масса трудностей. Среди общих проблем отрасли остается нехватки сырья (ниток, фурнитуры и др.), технологическая отсталость предприятий и нехватка квалифицированного персонала. Среди значимых – только одна – высокий процент импортозависимости.

«Экономическая среда не позволяет отечественным товаропроизводителям эффективно развивать производство, так как не созданы равноценные экономические условия, как на внутреннем рынке, так и в сравнении со странами конкурентами, в которых производство их льготируется и субсидируется правительством», – говорит руководитель Ассоциации предприятий легкой промышленности РК (АПЛП РК) Любовь Худова.

Спикер отмечает, что пока в стране отсутствуют жизненно важные виды производств: производство суконных и камвольных тканей для изготовления одежды, камвольной пряжи для изготовления трикотажа, швейных ниток, смесовых тканей для изготовления специальной одежды для различных производств (силовых структур и нацкомпаний), производство колодок и других вспомогательных материалов. Все составляющие компоненты приходится импортировать.

Авторы недавно принятой программы «Нурлы жол» также говорят о проблеме с импортом сырья, указывая на вышеуказанный процент от доли импорта.

«Импорт продукции легкой промышленности составляет 86%, в связи с чем, в целях обеспечения безопасности, необходимо дооснастить испытательную базу, используемую для оценки соответствия как производимой, так и ввозимой на территорию республики продукции»,- дают свою оценку в госпрограмме.

Согласно данным комитета по статистке МНЭ РК, за прошлый год республика произвела продукции легкой промышленности на сумму около 356 млн. долларов, в то время, как импорт составил чуть более 2,1 млрд. долларов.

«Легкая промышленность технологически наиболее связана с аграрным сектором экономики. Однако большая часть сырья экспортируется за рубеж по минимальным ценам. А готовые изделия (в том числе из казахстанского сырья) импортируются в республику по высоким ценам», – объясняют авторы «Нурлы жол».

Качество vs Количество

Главными импортерами для казахстанского рынка остаются Китай, Турция и Киргизия. Отечественные компании понимают, что справится с импортом товаров из этих стран, будет сложно, так как в этих трех странах существует серьезная господдержка отрасли. Худова отмечает, что в во всех трех странах государство наиболее тесно сотрудничает с местными производителями и оказывает всяческую помощь. Спикер приводит в пример Китай, который обеспечивает около 60% мирового производства обуви, тем не менее, поддерживает высокий уровень ввозных пошлин на кожаную обувь (25%). Китайцы блестяще используют экономические инструменты воздействия на бизнес, признается Худова. Это протекционизм по отношению к отечественным производителям, защита отечественного рынка, продуманная система распределения налогов между центральным правительством и местными властями, гибкая система субсидирования, тарифов (временные меры). По оценке экспертов Всемирного банка, действие китайских нетарифных методов эквивалентно добавлению 9,3% ставки таможенного тарифа.

Не без внимания остался и опыт Турции в этом плане. По данным, которые центру деловой информации «Капитал.kz» предоставили в АПЛП РК, доля текстильной индустрии Турции 10% в ВВП обеспечивает 40% бюджетных поступлений от общего экспорта страны. Ежегодно объем продукции, производимой сектором, возрастает более чем на 20%. Прибыль от текстильной промышленности достигает $20 млрд в год. Кроме того, до 82% от общей суммы инвестиций в обрабатывающую промышленность составляет именно текстильный сектор.

«На мой взгляд надо выпускать продукцию высокого качества, тогда и отпадет вопрос о ценовой конкуренции. Победить ценой китайцев мы не сможем. Тем более Бангладеш, у которого оптовая цена футболки 40-50 центов. Я всегда придерживаюсь другой стратегии – делать лучше, чем у конкурентов. Покупатель голосует за качество. В этом наше преимущество», – говорит Игорь Линский, руководитель производственной компании Sophia Linsky.

Как отмечает Линский, цена изделия состоит из нескольких основных слагаемых: стоимость сырья, зарплата сотрудников, аренда помещения, электроэнергия, банковские проценты, налоги, транспортные расходы, прибыль.

«Все сырье импортируемое по причине того, что у нас просто не производятся отечественные ткани и комплектующие для выпуска качественной продукции. При снижении курса тенге к доллару дорожает и наша продукция, к сожалению»,- говорит он.

К проблемам отрасли стоит отнести и теневую сторону вопроса. Согласно информации, предоставленной АПЛП, в стране наблюдается устойчивая тенденция роста реализуемой на потребительском рынке контрабандной и фальсифицированной продукции, удельный вес которых, превышает 85-95%, что является главным препятствием развития легкой промышленности в Казахстане.

«Одежда, обувь, ткани завозятся в основном беспошлинно по весу, и исчисляются тонами и кубами. Хотя в Международной практике не предусмотрено каких-либо исключительных положений для физических лиц, для малого, среднего или крупного бизнеса в части таможенного регулирования. Разные условия при таможенном администрировании порождает коррупцию. Согласно исследованию Всемирного Банка ежегодно теневой оборот товаров легкой промышленности составляет не менее 2 млрд. долл., в результате чего бюджет страны не дополучает в виде поступлений налогов, а легкая промышленность страны теряет инвестиционную привлекательность»,- сообщила Любовь Худова.

Бренд своими руками

Для поддержки отечественных производителей, в Казахстане реализуется проект QazBrands, пролоббированный АПЛП. Проект предполагает под собой консолидацию основных отечественных игроков, которые в последствие должны сформировать спрос для развития текстильной промышленности. Проект, вполне возможно, поможет отрасли восстанавливать свои позиции на отечественном рынке, но здесь нужно учитывать тот факт, что процесс «восстановления из пепла» будет долгим и надеяться на быстрые всходы нельзя.

«Развитие ведущих Казахстанских брендов одежды QazBrands повлечет за собой увеличение доли собственных производителей одежды на рынке Казахстана, привлечение иностранных инвестиций, создание внутреннего спроса на товары текстильной промышленности, вследствие чего развитие легкой промышленности в целом»,- рассказывает Худова.

Она отмечает, что сейчас составляющая часть аренды для казахстанских брендов достигает порядка 30%. В случае, если государство будет возмещать 60% расходов на аренду в краткосрочном периоде (первый этап программы рассчитан на 5 лет), то это даст брендам возможность развиться.

«Производители смогут снизить расходы на аренду в стоимости готовой продукции до 15%. Это очень существенно. И, конечно, ключевая задача программы – создать конкурентный с точки зрения цены продукт для конечного потребителя, для граждан Казахстана»,- приводит данные Худова.

Другой спикер, Игорь Линский, отмечает, что «оценивать его (QazBrans-ред.) эффективность пока преждевременно. Проект на стадии разработки и согласований. Реально оценить его можно будет после первых пяти лет работы. Ведь эта программа рассчитана на 10 лет», в то время, как потребности легпрома в модернизации, новом оборудовании, равно как и в технологиях и специалистах, остаются очень высоки.

Источник: https://kapital.kz/economic/42785/v-legprome-smenili-ugol-ataki.html

 

поделиться в соц сетях:

[SvenSoftSocialShareButtons]