Союз производителей легкой промышленности хотят получать гособоронзаказ и работать легитимно.
Консорциумам хотят запретить участвовать в гособоронзаказе по пошиву формы для военных. Союз производителей легкой промышленности Республики Казахстан активно поддерживает данное предложение. Их позиция понятна, так как они уже работают по этому проекту не в правовом поле и хотят сделать это легитимным.
«Много производителей за то, чтобы заказ получать на прямую, а не через Консорциум «Жасампаз». Получается два посредника между Минобороны и производителями. Это «Казахстан Инжиниринг» и «Жасампаз». Временное общественное объединение в лице лидера ТОО «ПИК «Astana Ютария ltd» – частная компания распределяет оборонный заказ. И самое главное, по своему усмотрению. Есть постановление, где установлены критерии отбора предприятий, сформирован реестр производителей. В реестре нет многих из этих 40 компаний, входящих в консорциум», – отмечает президент ассоциации предприятий легкой промышленности РК Любовь Худова.
Договор есть, но с нарушениями
По данным главы АПЛП РК, 1 апреля 2016 года между АО «НК «Казахстан инжиниринг» и Консорциумом «Жасампаз» заключен договор о долгосрочных закупках товаров, по которому консорциум в рамках государственного оборонного заказа обязался поставлять вещевое имущество для нужд Вооруженных Сил РК .
«Данный договор грубейшим образом нарушает требования законодательства Республики Казахстан, а сделка совершена с целью, заведомо противоречащим основам правопорядка. В соответствии с законом РК «О государственном оборонном заказе», объемы оборонного заказа определяются финансовыми средствами, выделяемыми на реализацию оборонного заказа. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РК Республиканский бюджет ежегодно разрабатывается на плановый период, т.е. на три года. Законом РК «О республиканском бюджете на 2016-2018 годы» от 30 ноября 2015 года были утверждены расходы и поступления бюджета на три года, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций, в том числе в сфере ГОЗа.
Несмотря на то, что в Законе «О государственном бюджете на 2016-2018 годы» от 30.11.2015г. были предусмотрены расходы лишь на плановый 2016 год и прогнозные показатели на 2017 и 2018 годы, т.е. на 3 года, АО «НК «Казахстан инжиниринг», игнорируя указанные положения законодательных актов, заключило договор с Консорциумом «Жасампаз» на 5 лет – до 2020 года включительно, тем самым незаконно передав Консорциуму будущие оборонные заказы по поставке вещевого имущества (за 2019 и 2020 годы) без проведения предусмотренных законодательством процедур отбора», – считает Любовь Худова.
Но в соответствии с положением закона РК «О государственном оборонном заказе» исполнителем оборонного заказа может быть только юридическое лицо.
При этом, из приказа МОАП РК от 21 августа 2017 года «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра отечественных товаропроизводителей и отечественных поставщиков работ, услуг» в Реестр могут быть включены лишь субъекты: не имеющие налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям, финансово состоятельные (собственные, заемные средства), имеющие на праве собственности производственные помещения, мощности, технологическое оборудование, квалифицированных специалистов. Оператор, к числу которых относится и АО «НК «Казахстан инжиниринг», обязан в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан, осуществить выбор исполнителей из числа организаций, включенных в реестр.
«Всех уверяют, что именно работа через Консорциум Жасампас приведет к реальному развитию легкой промышленности в Казахстане. Если проанализировать статистическую информацию, то по итогам 2016 года физический объем производства в легкой промышленности сократился на 1% после двух лет увеличения объемов выпуска (рост на 3,4% в 2015), сообщают аналитики Finprom.kz. Сократился выпуск готовой одежды – на 0,8%. Сокращение фактического объема выпуска происходит на фоне увеличения его стоимости – за год объем производства в легкой промышленности в денежном выражении вырос на 12%.
Падение производства – следствие ухудшения ситуации в отрасли. Число активных производителей в легкой промышленности заметно сократилось – на 27%, с 79 предприятий до 58.
В 2017 году по сравнению с 2016г. в производстве одежды увеличения производства в физическом объеме не наблюдалось.
В 2018 году число предприятий сократилось на 3 предприятия (7,6%) . Прогноз на конец 2018 год – объемы производства составят на уровне 89438 млн.тенге, что ниже уровня 2017 года, учитывая, что рост в основном произошел в 2017 году за счет увеличения стоимости товаров», – подводит итоги президент ассоциации предприятий легкой промышленности РК.
Участники рынка
«Я не совсем согласна с утверждением, что если в ГОЗ (государственный оборонный заказ) не войдут консорциумы, то закроется 40 предприятий -сырьевиков. Сейчас все швейные фабрики стараются повысить казахстанское содержание. Существует реестр отечественных товаропроизводителей, выполняющих ГОЗ. Они все проверены, их материально-техническая база, наличие квалифицированного персонала, опыт работы в сфере выпуска форменного обмундирования, мощности и возможности выпуска. Я думаю, должна быть конкурентная борьба и в то же время, ГОЗ должны выполнять предприятия, прошедшие отбор, имеющие опыт поставок военной одежды. Сейчас стало сложнее работать по схеме: министерство-оператор-консорциум-соисполнитель и в плане получения сырья (если сырье давальческое), и оформления документов, и сдачи готовой продукции», – считает директор ТОО «ТФ Ажар» Б. Ержанова.
Дана Каражанова, директор ТОО «Казлегпром Алматы» уверена, что исключение из законопроекта «Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе» нормы о возможности участия Консорциума в ГОЗе – это очень положительный момент.
«Это позволит размещать Гособоронзаказ напрямую на фабриках-товаропроизводителях, т.е. без посредников в лице так называемого Лидера Консорциума. За счет исключения посредников и обеспечения конкуренции, которая является, как известно, главным двигателем прогресса в экономике, государство сэкономит сотни миллионов и миллиарды тенге. Ведь, теперь цена Гособоронзаказ будет размещаться по конкурентной цене, конкурсной основе, открыто, прозрачно и непосредственно у товаропроизводителей», – отмечает Дана Каражанова.
Она отмечает, что высказывания о том, что отечественные производители сырья пострадают – совершенно беспочвенны и безосновательны, потому что они продолжат поставлять свое сырье для казахстанских фабрик, также, как и сейчас, так как цены у них конкурентоспособные и угрозы закупа сырья за границей нет.
«Тем более обязанность по покупке сырья только у отечественных товаропроизводителей закреплены сейчас в ряде договоров исполнителей ГОЗа с операторами. Поэтому исключение консорциума не приведет к закрытию предприятий обрабатывающего сектора. Это откровенное введение в заблуждение. Уверена, что только прямая цепочка: Оператор (АО «НК «Казахстан Инжиниринг») – Товаропроизводитель, без посредников и лидеров положительно скажется на развитии легкой промышленности, будет отвечать принципу справедливости и добросовестности», – считает Дана Каражанова.
«Консорциумов на рынке всего два и если их в равных долях включат, то я не против. Если продолжит работать лишь «Жасампаз», исключив «Легпром», то, конечно я против. Они озвучивают, что у них 40 компаний, но это неправда. Я за то, чтобы в закон был принят в сторону включения гособоронзаказа всех отечественных товаропроизводителей, которые есть в реестре «Казахстан Инжиниринг» – это проверенные годами компании, работающие в узких отраслях по той цене, которая заложена в бюджет. Тогда не будет никаких вопросов о справедливости выполнения – все знают специализацию и возможности предприятий», – директор «Дом форменной одежды Болашак» Алия Жантуренова.
«Консорциум – это временный союз независимых юридических лиц, для решения конкретных задач. В нашем случае, для получения гособоронзаказа. Идея не плохая, но … сейчас на нашем рынке два консорциума, один уже работает нелегитимно и поэтому старается протолкнуть эту поправку в Закон, чтобы закрыть пробел в законодательстве, другому пока нет доступа, потому – что нет Закона. У нас в стране работают двойные стандарты – одним уже можно участвовать и работать консорциумам, для других еще не принят Закон. Гражданская позиция основных членов Ассоциации против такого Консорциума, в котором нет демократии и лидер действует не в пределах полномочий, полученных от других членов Консорциума, а единолично при распределении гособронзаказа. Нет прозрачности в распределении оборонзаказа, мнение большинства нужен реестр отечественных производителей и согласно этого реестра распределять заказы, в соответствии с профилем, специализацией и мощностью предприятия – считает директор ТОО «Швейная фирма «Семирамида» Наталья Ахшабаева.
«Во-первых, не понятен интерес государства в создании нескольких посредников, которые оттягивают на себя достаточно значимую часть стоимости товара. Для производителя же это дополнительный документооборот, увеличение административных расходов, увеличение себестоимости и огромный кассовый разрыв. Во-вторых, отсутствие конкуренции и как следствие отсутствие заинтересованности производителя в качественном росте продукта.
В-третьих, стремление к монополизации рынка Государственных Закупок в сфере легкой промышленности», – считает директор ТОО «Медиатекс-Н» Олег Носов.
«Наша компания ТОО «DANMARD» поддерживает инициативу Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности (далее – МОАП) касательно исключения участия консорциумов в государственном оборонном заказе (далее – ГОЗ), так как это позволит любому отечественному предприятию самостоятельно участвовать в ГОЗ. Кроме того данная мера позволит создать здоровую конкуренцию среди отечественных товаропроизводителей, которые в свою очередь будут стремиться улучшать качество своей продукции.
Поэтому для нашего предприятия данная инициатива МОАП это возможность участия в ГОЗ, а также новые перспективы развития компании», – глава ТОО «DANMARD» Мухтар Карибаев.
поделиться в соц сетях:
[SvenSoftSocialShareButtons]