Что происходит в легкой промышленности Казахстана и над чем предстоит работать

Вот уж правда, нужда действительно заставляет развиваться. В то время как Кыргызстан не покидает список наибеднейших стран мира, кыргызы демонстрируют весьма впечатляющие успехи в отдельных отраслях. Например, в легкой промышленности. Не в пример нашим, казахстанским швеям и портным. В прошлом году только на продажи кыргызских женских и мужских пиджаков в Казахстане пришлось 15%. Триумфальным было вхождение кыргызских легковиков и на российский рынок. Сегодня соседские конструкторы и модельеры занимают 5% рынка России. И по оценке экспертов, это очень и очень солидный показатель. Что сумели сделать кыргызы для того, чтобы легкая промышленность в их стране развивалась такими ударными темпами и почему совершенно обратная ситуация с отраслью в нашей стране? На этот и многие другие вопросы в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz ответила президент Ассоциации предприятий легкой промышленности Казахстана Любовь Худова.

– Любовь Николаевна, статистика печальная, и как мне кажется, из года в год сильно уж не меняется. Вот, к примеру: в легкой промышленности за 2015 год на продажи продукции местных производителей пришлось всего 14%. Все оставшиеся 86% – это импорт. Денежные показатели и вовсе расстраивают – по данным Министерства национальной экономики, за тот же 2015 год наша страна произвела продукцию на 356 миллионов долларов, тогда как импорта было завезено на 2,1 миллиарда долларов. Неужели совсем нет хороших новостей?

– Хорошие новости есть. Если оценивать ситуацию по итогам 2015 года, в сравнении с 2014-ым на 3,4% наблюдается рост объемов производства. Если в позапрошлом году удельный вес легкой промышленности составлял 0,3%, то уже по итогам 2015 года – это 0,5%. Вроде маленькая цифра, не такая большая, как хотелось бы, но в то же время мы видим, что заметные шаги по увеличению объемов происходят. Потенциал отрасли легкой промышленности – это весь спектр: и текстиль, и ткани, и пряжа, и трикотажные полотна, и одежда, и обувь. Хуже всего дела обстоят с обувью. Здесь у нас 99% – импорт и всего 1% – внутреннее производство. То есть если анализировать ассортиментные группы, то там можно увидеть совсем не веселые цифры, наибольший спад, повторюсь, в обувной промышленности. И вот еще что. Два с лишним миллиарда долларов импорта, о котором говорите вы – это только официальная статистика. По данным Всемирного банка, у нас ежегодно только теневой оборот порядка двух миллиардов долларов. Та продукция, которая заходит в Казахстан контрафактным, контрабандным путем. Не декларированная, не сертифицированная продукция. И если оценивать этот рынок, то он по объемам такой же, как и официальный импорт. Все это сбивает с ног производителя легкой промышленности и мешает развитию отрасли в целом.

– Контрафактная продукция имеет место быть уже давно на рынке легкой промышленности Казахстана. Почему до сих пор не приняты соответствующие меры и что может решить эту проблему, на ваш взгляд?

– Это должна быть воля нашего правительства. Почему у нас одностороннее движение? Вот мы, например, не можем войти в Турцию, фурами, тоннами и кубами завозить туда наш товар, готовый продукт. Не можем завозить его и в Узбекистан, да в тот же Китай. Сейчас это нереально. В Китай мы можем сегодня только вывезти свой хлопок, шерсть, то, что они за бесценок вывозят из нашей страны. А вот с готовой продукцией мы к ним заехать не можем. У них мощная защита внутреннего рынка и она не позволяет казахстанским производителям расширять экспорт своего товара. Конечно, каждая страна старается оградить своего отечественного производителя и создать ему нормальные, комфортные условия. И это то, чего нет на нашем рынке. Хотя мы говорим, что есть действительно масса мер государственной поддержки. Это нельзя снимать со счетов. Например, «Дорожная карта бизнеса-2020», которая дала мощный толчок, многие наши компании модернизировали свои производства. Это швейные компании в первую очередь, появились текстильные предприятия, которые сегодня оснащены современным оборудованием. Тем не менее, основная проблема, которая есть сегодня – у нас отсутствуют на внутреннем рынке перерабатывающие предприятия.

– Притом, что есть что перерабатывать…

-Вот именно! У нас есть хлопок, но очень мало предприятий, которые его перерабатывают. Отрадно то, что на юге республики, указом президента создана свободная экономическая зона «Онтустик», главная задача которой именно переработка хлопка, доведение до готовой продукции. Это ощутимая поддержка. Что касается шерсти. Из производимой шерсти, всего 14% перерабатывается. Все остальное или бесследно исчезает контрафактным путем, или продается за бесценок. А это такой продукт, который может позволить Казахстану занять одно из лидирующих мест среди ряда стран мира. У нас есть все предпосылки для этого. У нас есть шкуры, но нет кожи на внутреннем рынке. Обувники вынуждены все сырье завозить. Получается, шкуры мы за бесценок вывозим из страны за копейки, а завозим с высокой добавленной стоимостью. И такая ситуация везде. У нас все швейные предприятия на 100% импортируют все виды тканей. В Казахстане практически убита трикотажная отрасль. У нас нет производства пряжи, трикотажных полотен.

– Всего этого нет уже много лет, если говорить начистоту. Вы доносите проблемы рынка до профильных ведомств? Что там говорят?

-Конечно. Мы давали предложения в министерство по инвестициям и развитию. Нас там полностью поддержали, изучили все примеры, которые есть сегодня, все проблемы, которые переживают наши предприниматели. Но как только дошло до министерства национальной экономики, все застопорилось. Ничего нельзя. Хотя мы даже еще не вступили в ВТО, еще тогда говорили: давайте сравняем все условия. Мы проанализировали конкурентов, которые присутствуют на внутреннем рынке, они получают все меры государственной поддержки в виде послабления по налогам. И массу других. Далеко ходить не надо – Кыргызстан. Они вошли в Таможенный Союз на льготных условиях. То есть согласно соглашению, которое было подписано с нашим правительством, они по-прежнему освобождены от всех видов налогов, работают независимо от размера предприятия, по патенту. И представьте, что даже в условиях ВТО у них действует эта льгота. А нашим производителям это противопоказано. Есть немало других примеров, которые демонстрируют, что надо рассматривать ситуацию изнутри, нужно создавать экономические условия для того, чтобы конкурентная среда была равной. Сейчас же конкуренция недобросовестная.

– То есть в этом – в господдержке – по-Вашему секрет киргизских швей и портных, отсюда и такие впечатляющие объемы их производства?

– Смотрите сами. С 2005 года их правительство просто отпустило предпринимателей, сказав им: нам не надо от вас никаких налогов, лишь бы были заняты рабочие места. Легкая промышленность – это социальная направленность в первую очередь. Учитывая этот фактор, многие государства, не только Кыргызстан, но и другие развитые страны, мощно поддерживают именно этот вид промышленности. Самое главное – люди заняты. В Кыргызстане 30% населения работают на предприятиях легкой промышленности. Это огромный слой, который работает и продвигается при такой разумной поддержке правительства. Нет налогов, есть рабочие места, а государство уже через другие источники получает доход в бюджет.

– У рынка есть еще одна беда – нехватка нужных, профессиональных кадров. В чем здесь вопрос – не хотят учиться или некому учить?

– Проблема кадров –да, она стоит во главе угла. Сегодня это самая острая проблема. Сами понимаете, можно поставить современное оборудование, но если не будет обученного персонала, не будет достаточной компетенции, чтобы работать и управлять таким оборудованием, то это становится невыполнимой задачей. Кадров не хватает. Хотя рынок есть, но вот найти на нем квалифицированных работников, которые могли бы решать самостоятельно вопросы и управлять – таких практически нет. Найти сегодня хорошего конструктора – огромная проблема. Есть масса учебных заведений, которые выпускают этих специалистов, но вы знаете, на рынке они не востребованы. Не потому что эта специальность не нужна, а в первую очередь, потому что нет профессионализма. У нас не хватает швей, не хватает портных, не хватает всех видов специалистов. Даже элементарно – механик по обслуживанию швейного оборудования – дефицит №1.

– Кстати, на счет оборудования. Действительно ли предприятия сумели серьезно обновить материально-техническую базу? Какие машины были закуплены?

– Сейчас практически все предприятия модернизированы. Те, которые хотят работать на рынке, 80% из них имеют современное швейное оборудование, оснащены системами автоматизированного проектирования одежды. Это и автоматизированная работа технолога, то есть когда технолог уже не просто считает, у него есть рабочее место, есть соответствующие программы, с помощью которых он полностью просчитывает поток – как более экономично, целесообразно изготавливать ту или иную продукцию для того, чтобы уменьшить затраты на изготовление изделия. Программы есть в целом по управлению предприятием, целым производством. Это, конечно, очень весомые инвестиции, которые вкладывает предприятие для того, чтобы быть конкурентоспособным на внутреннем рынке. Но опять же мы упираемся в проблему кадрового голода. Предприятия вынуждены создавать центры подготовки кадров. Кроме того, наши стандарты высшего или средне -технического образования далеки от тех стандартов, которые сегодня есть в мире по данным отраслям. Первые шаги, которые были сделаны – в 2013 году мы выиграли грант Всемирного банка на разработку профессиональных стандартов, на основные профессии. Но получается до сих пор мы не приступили даже к разработке рабочих планов, содержания учебных программ. Здесь очень большой пробел. И к этой проблеме надо подходить со всех сторон.

– В прошлом году Ассоциация предприятий легкой промышленности Казахстана инициировала проект QazBrands. На каком этапе данная инициатива сегодня?

– Проект был представлен министерству по инвестициям и развитию. Скажу сразу, что сегодня немало компаний готовы были бы воспользоваться поддержкой, которую предусматривает проект – субсидирование торговых площадей. Но опять же, как только все дошло до министерства национальной экономики – все замерло. И неизвестно, когда мы сможем воспользоваться этим инструментом. При этом, отрадно, что сегодня акиматы Алматы, Астаны мощно двинулись в этом направлении. У каждого акимата есть свои финансовые ресурсы, которые они используют. Например, открываются торговые площадки и на льготных условиях предоставляются торговые площади для наших производителей. Это первые шаги, они делаются, и это приятно.

– Любовь Николаевна, спасибо за беседу, успехов Вам!

Источник: https://kapital.kz/expert/49169/lyubov-hudova-kyrgyzy-povsyudu-i-oni-stavyat-rekordy-v-legkoprome.html

 

 

поделиться в соц сетях:

[SvenSoftSocialShareButtons]