Ассоциация предприятий легкой промышленности РК подготовила ряд предложений для нового Налогового кодекса. Члены ассоциации надеются, что парламентарии инициируют отдельное совещание по ситуации в легкой промышленности, которая объединяет 21 подотрасль для получения всей полноты информации.
Контекст и основные проблемы отрасли
Легкая промышленность занимает второе место по уровню потребления после продовольствия. В отрасли работают более 17 тысяч человек, но её развитие сдерживается рядом факторов, поэтому казахстанские предприятия обеспечивают лишь 5-8% потребности рынка.
Импортные товары. Большинство продукции на рынке поступает через «карго»-схемы без уплаты НДС и таможенных пошлин, создавая неравные условия конкуренции.
Высокие налоги и социальные выплаты. Производство в Казахстане обходится дороже, чем в соседних странах, что делает местную продукцию менее конкурентоспособной (налоги и платежи, в том числе на ФОТ «отягощают» положение дел).
Дефицит сырья. Казахстан практически не производит ткани, пряжу, нити и фурнитуру. Производители вынуждены закупать эти материалы за рубежом с уплатой НДС, что увеличивает себестоимость продукции.
Отсутствие отечественных дистрибьюторов и дороговизна розничных торговых площадей усложняют выход казахстанских производителей на рынок.
Длинный технологический цикл (6-9 месяцев), требующий длинных и дешевых оборотных средств.
Мировая практика: Большинство стран мира уделяют исключительное внимание развитию легкой промышленности как отрасли, обладающей социально-экономической значимостью. Например, в таких странах как Китай, Турция, Россия, Кыргызстан, являющихся основными поставщиками товаров легкой промышленности в Казахстан, развитие отрасли поддерживается с помощью налоговых послаблений и других мер государственной поддержки. Отрасль обеспечивает высокую занятость среди женщин.
Основные предложения АПЛП по разработке нового Налогового кодекса
– Дифференцированный подход к налогообложению в зависимости от длины технологического процесса: чем длиннее технологический процесс, тем ниже налоговая ставка и чем короче процесс, тем выше налоги. Эта мера поможет стимулировать производство.
– Уменьшение суммы КПН на 100% при реинвестировании средств в оборудование на 5 лет.
– Освобождение от уплаты НДС на реализацию товаров собственного производства на 5 лет (по перечню, утвержденному уполномоченным органом в области государственного стимулирования промышленности по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию);
– Увеличение порога по НДС для малого бизнеса до 500 млн тенге (вместо предлагаемых 15 млн тенге).
Это позволит снизить цены на отечественные товары легкой промышленности; увеличить долю товаров отечественного производства на внутреннем рынке; стимулировать бизнес к новым инвестиционным проектам и повышению заработных плат в отрасли.
Дополнительно предлагается:
- Включить список ОКЭД под специальный налоговый режим (список прилагается).
- Развивать инструменты поддержки импортозамещения, включая госзаказы для школ, детсадов, медицинских и охранных учреждений. Это потребует внесения изменений в положения о государственных органах (и акиматов) с целью включения в их компетенцию вопросов развития рынков импортозамещения для отечественных товаропроизводителей.
- Устанавливать долгосрочное сотрудничество между отечественными производителями и государственными учреждениями – школами и детскими садами своего региона.
На данный момент легкая промышленность Казахстана не имеет сильного лобби в государственных органах и находится в состоянии стагнации. При этом государство ежегодно тратит колоссальные суммы на обучение больше тысячи безработных по специальности «швея». Без системного подхода, включающего существенные меры поддержки, легкая промышленность продолжит терять конкурентоспособность, а государственные инвестиции в подготовку кадров не дадут ожидаемого результата. Пришло время принимать отраслевые (более глубокие и сбалансированные) инструменты развития в сочетании с налоговыми каникулами или ставками.
Список ОКЭД, предлагаемых под действие Специального налогового режима:
№ п/п | ОКЭД | Виды деятельности |
1. | 13.10.4 | Прядение шерстяного волокна |
2. | 13.30.0 | Отделка тканей и текстильных изделий |
3. | 13.92.0 | Производство готовых текстильных изделий, кроме одежды |
4. | 13.94.1 | Производство веревок, канатов, бечевок, шпагата |
5. | 13.95.0 | Производство нетканых текстильных изделий, кроме одежды |
6. | 13.96.0 | Производство прочих текстильных изделий технического и производственного назначения |
7. | 13.99.1 | Производство текстильной галантереи |
8. | 13.99.2 | Производство валяльно-войлочных изделий |
9. | 13.99.9 | Производство других текстильных изделий, не включенных в другие группировки |
10. | 14.13.0 | Производство прочей верхней одежды |
11. | 14.19.9 | Производство прочих видов одежды и аксессуаров, не включенных в другие группировки |
12. | 14.20.0 | Производство меховых изделий |
13. | 14.39.0 | Производство прочей вязаной и трикотажной одежды |
14. | 15.11.1 | Дубление и выделка кожи |
15. | 15.12.1 | Производство дорожных принадлежностей и аналогичных изделий |
16. | 15.12.2 | Производство шорно-седельных изделий |
17. | 15.20.0 | Производство обуви |
18. | 31.03.0 | Производство матрасов |
19. | 74.10.0 | Специализированная дизайнерская деятельность |
20. | 85.59.9 | Прочая деятельность в области образования, не включенная в другие группировки |
21. | 95.29.1 | Ремонт трикотажных и вязаных изделий |
22. | 95.29.2 | Ремонт швейных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи |
23. | 95.29.3 | Ремонт меховых и кожаных изделий и головных уборов |
24. | 95.29.5 | Ремонт ковров и ковровых изделий |
25. | 96.01.1 | Стирка и обработка белья |
26. | 96.01.2 | Химическая чистка и крашение |
27. | 1412 | Производство спецодежды |
28. | 1413 | Производство прочей верхней одежды |
29. | 1419 | Производство прочих видов одежды и аксессуаров |
30. | 1431 | Производство вязаных и трикотажных чулочно-носочных изделий |
31. | 1520 | Производство обуви |
32. | 9529 | Ремонт прочих предметов личного потребления и бытовых товаров |
33. | 1511 | Дубление и выделка кожи; выделка и крашение меха |
34. | 15113 |
Выделка и крашение меха |