Ассоциация предприятий легкой промышленности РК подготовила ряд предложений для нового Налогового кодекса.  Члены ассоциации надеются, что парламентарии инициируют отдельное совещание по ситуации в легкой промышленности, которая объединяет 21 подотрасль для получения всей полноты информации.

Контекст и основные проблемы отрасли

 Легкая промышленность занимает второе место по уровню потребления после продовольствия. В отрасли работают более 17 тысяч человек, но её развитие сдерживается рядом факторов, поэтому казахстанские предприятия обеспечивают лишь 5-8% потребности рынка.

Импортные товары. Большинство продукции на рынке поступает через «карго»-схемы без уплаты НДС и таможенных пошлин, создавая неравные условия конкуренции.

Высокие налоги и социальные выплаты. Производство в Казахстане обходится дороже, чем в соседних странах, что делает местную продукцию менее конкурентоспособной (налоги и платежи, в том числе на ФОТ «отягощают» положение дел).

Дефицит сырья. Казахстан практически не производит ткани, пряжу, нити и фурнитуру. Производители вынуждены закупать эти материалы за рубежом с уплатой НДС, что увеличивает себестоимость продукции.

Отсутствие отечественных дистрибьюторов и дороговизна розничных торговых площадей усложняют выход казахстанских производителей на рынок.

Длинный технологический цикл (6-9 месяцев), требующий длинных и дешевых оборотных средств.

Мировая практика: Большинство стран мира уделяют исключительное внимание развитию легкой промышленности как отрасли, обладающей социально-экономической значимостью. Например, в таких странах как Китай, Турция, Россия, Кыргызстан, являющихся основными поставщиками товаров легкой промышленности в Казахстан, развитие отрасли поддерживается с помощью налоговых послаблений и других мер государственной поддержки. Отрасль обеспечивает высокую занятость среди женщин.

 Основные предложения АПЛП по разработке нового Налогового кодекса

– Дифференцированный подход к налогообложению в зависимости от длины технологического процесса: чем длиннее технологический процесс, тем ниже налоговая ставка и чем короче процесс, тем выше налоги. Эта мера поможет стимулировать производство.

 – Уменьшение суммы КПН на 100% при реинвестировании средств в оборудование на 5 лет.

– Освобождение от уплаты НДС на реализацию товаров собственного производства на 5 лет (по перечню, утвержденному уполномоченным органом в области государственного стимулирования промышленности по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию);

– Увеличение порога по НДС для малого бизнеса до 500 млн тенге (вместо предлагаемых 15 млн тенге).

Это позволит снизить цены на отечественные товары легкой промышленности; увеличить долю товаров отечественного производства на внутреннем рынке; стимулировать бизнес к новым инвестиционным проектам и повышению заработных плат в отрасли.

 

Дополнительно предлагается:

  • Включить список ОКЭД под специальный налоговый режим (список прилагается).
  • Развивать инструменты поддержки импортозамещения, включая госзаказы для школ, детсадов, медицинских и охранных учреждений. Это потребует внесения изменений в положения о государственных органах (и акиматов) с целью включения в их компетенцию вопросов развития рынков импортозамещения для отечественных товаропроизводителей.
  • Устанавливать долгосрочное сотрудничество между отечественными производителями и государственными учреждениями – школами и детскими садами своего региона.

На данный момент легкая промышленность Казахстана не имеет сильного лобби в государственных органах и находится в состоянии стагнации. При этом государство ежегодно тратит колоссальные суммы на обучение больше тысячи безработных по специальности «швея». Без системного подхода, включающего существенные меры поддержки, легкая промышленность продолжит терять конкурентоспособность, а государственные инвестиции в подготовку кадров не дадут ожидаемого результата. Пришло время принимать отраслевые (более глубокие и сбалансированные) инструменты развития в сочетании с налоговыми каникулами или ставками.

 

Список ОКЭД, предлагаемых под действие Специального налогового режима:

№ п/п ОКЭД Виды деятельности
1. 13.10.4 Прядение шерстяного волокна
2. 13.30.0 Отделка тканей и текстильных изделий
3. 13.92.0 Производство готовых текстильных изделий, кроме одежды
4. 13.94.1 Производство веревок, канатов, бечевок, шпагата
5. 13.95.0 Производство нетканых текстильных изделий, кроме одежды
6. 13.96.0 Производство прочих текстильных изделий технического и производственного назначения
7. 13.99.1 Производство текстильной галантереи
8. 13.99.2 Производство валяльно-войлочных изделий
9. 13.99.9 Производство других текстильных изделий, не включенных в другие группировки
10. 14.13.0 Производство прочей верхней одежды
11. 14.19.9 Производство прочих видов одежды и аксессуаров, не включенных в другие группировки
12. 14.20.0 Производство меховых изделий
13. 14.39.0 Производство прочей вязаной и трикотажной одежды
14. 15.11.1 Дубление и выделка кожи
15. 15.12.1 Производство дорожных принадлежностей и аналогичных изделий
16. 15.12.2 Производство шорно-седельных изделий
17. 15.20.0 Производство обуви
18. 31.03.0 Производство матрасов
19. 74.10.0 Специализированная дизайнерская деятельность
20. 85.59.9 Прочая деятельность в области образования, не включенная в другие группировки
21. 95.29.1 Ремонт трикотажных и вязаных изделий
22. 95.29.2 Ремонт швейных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи
23. 95.29.3 Ремонт меховых и кожаных изделий и головных уборов
24. 95.29.5 Ремонт ковров и ковровых изделий
25. 96.01.1 Стирка и обработка белья
26. 96.01.2 Химическая чистка и крашение
27. 1412 Производство спецодежды
28. 1413 Производство прочей верхней одежды
29. 1419 Производство прочих видов одежды и аксессуаров
30. 1431 Производство вязаных и трикотажных чулочно-носочных изделий
31. 1520 Производство обуви
32. 9529 Ремонт прочих предметов личного потребления и бытовых товаров
33. 1511 Дубление и выделка кожи; выделка и крашение меха
34. 15113

Выделка и крашение меха